Ударные инструменты




Все ударные инструменты можно разделить на инструменты с определённой высотой звука и инструменты с неопределённой высотой звука.

Из первых наиболее употребительными в современном оркестре являются: литавры, колокольчики, ксилофон и челеста (реже встречаются  колокола).

К основным ударным с неопределённой высотой звука надо отнести: треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан и там-там.

 


 Литавры

   (Pauken – немецкий)


Литавры – ударный инструмент с определённой высотой звука. Это инструмент очень древнего происхождения. Был известен в Европе уже в 15 веке. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр.

Литавры представляют собой набор из двух, трёх, четырёх и более металлических котлов разной величины, покрытых сверху кожей, натяжение которой регулируется винтами. Внизу, в центре котла имеется отверстие для выхода воздуха. Играют на литаврах двумя палочками с мягкими набалдашниками.

В современных симфонических оркестрах чаще встречается набор из 3х литавр: большой, средней и малой. Большая литавра имеет диапазон – от  «ми»  субконтроктавы до  «до»  большой октавы. Средняя литавра – от  «ля бемоль»  субконтроктавы до  «ми бемоль»  большой октавы. Малая литавра – от  «си»  субконтроктавы до  «соль»  большой октавы. Это их реальное звучание. Записывается же партитура на октаву выше. Записывается перестройка литавр сокращённо – C in D. Целесообразно в партитуре иногда напоминать строй всех литавр; это облегчает репетиционную работу.

 

                      Техника игры на литаврах

 

Техника игры состоит из двух основных приёмов исполнения: одиночных ударов и tremolo.

Из одиночных ударов складываются любые, самые прихотливые ритмические фигуры как на одной, так и на нескольких литаврах.

Tremolo, достигающее огромной частоты и напоминающее раскаты грома, может быть исполнено не только на одном, но и на двух инструментах. В последнем случае удары хуже сливаются в сплошной раскат.

Литавры способны давать огромную динамическую скалу от едва слышного pppp до оглушительного ffff.

Один исполнитель на литаврах способен играть не более чем на четырёх инструментах, и если надо использовать 6-8- литавр (12), то нужно иметь двух-трёх исполнителей.

В партитуре литавры записываются непосредственно под группой медных духовых инструментов.

К особым эффектам следует отнести приглушённое звучание литавр, покрытых кусками мягкого сукна (итал. – coperti, снятие – aperto).  


                   Малый барабан

 (Kleine Trommel – немецкий)

 

Малый барабан относится к ударным инструментам с неопределённой высотой звука.

Каждый из них записывается ритмически на одной линейке. Запись на пятилинейном стане несколько мешает прочтению партитуры.

Представляет собой плоский цилиндр, обтянутых с обоих сторон кожей. Поверх нижней кожи натянуты 2 струны, придающие тембру барабана специфический оттенок.

Играют на барабане двумя лёгкими палочками, и во время исполнения барабан укрепляется.

Основой техники игры является дробь, доходящая до столь стремительно tremolo, что сливается в сплошной рокот. Такое tremolo возможно исполнять от едва слышного шуршания pppp до громкого ffff. Нюансы очень гибки, их можно менять каждое мгновение.

Хорошо получаются сложные ритмические формулы и отдельные удары.

 

      Большой барабан

(Grosse Trommel – немецкий)

 

Строится как двухсторонний с двумя кожами, так и в виде гигантского обруча, лишь с одной стороны обтянутого кожей.

Играют на большом барабане деревянной палкой с увесистой мягкой колотушкой.

Иногда для более частого гула предписывают исполнение tremolo двумя палками (a 2 bacchetti).

 Большой барабан даёт шкалу звучания от грузного pp до подобного пушечному выстрелу ffff.

Сложные ритмические фигуры на нём не употребляются; tremolo сливается в сплошной рокот лишь в р, тогда как при малейшем crescendo оно распадается на отдельные удары.

 

Тарелки

 (Beckenнемецкий)

 

Состоят из 2х металлических дисков, сделанных из сплава медь-серебро.

Диски в центре имеют возвышения, к которым приложены кожаные петли для рук.

После удара  тарелки свободно виснут и могут некоторое время вибрировать, если их не приглушить.

Кроме отдельных ударов тарелкой о тарелку (ordinaro), особенно впечатляющих своим блеском в ff, можно играть на одной тарелке мягкой палкой от большого барабана, добиваясь в отдельных ударах sf взрыва металлического шипения, а в tremolo  больших волн от рррр до ffff  (colla bacchetta). Кроме того, на тарелках можно играть палочками от малого барабана (colla bacchetti di Tamburo) – эффект золотого дождя,  прутьями (col verghe) – шуршание листьев.

Очень сложные ритмические фигуры на тарелке неисполнимы.
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz