Из истории оркестра.

 

Совместная игра на различных инструментах была распространена во все времена и эпохи. Однако те музыкальные коллективы нельзя назвать именно симфоническими. Исполнение ими инструментальной музыки носило прикладной характер. Такие ансамбли отличались неустойчивым составом инструментов, нечетким разделением на группы.

Оркестр в современном понимании возник тогда, когда композиторы стали писать инструментальную музыку не «к случаю», а для специального исполнения перед публикой. Это связано с зарождением светской инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, оратории, балета, позже – симфонии, концерта.

Судьба симфонического оркестра сложилась бы иначе, если бы в 16 веке не была создана скрипка. Началом истории оркестра можно считать рубеж 16-17 веков, когда в оркестре ещё господствовали старинные виолы и лютни. Инструментальные мастера Италии, Франции и Тироли создали новый музыкальный инструмент. Его красивый сочный тон, виртуозные возможности  не замедляли обратить на себя внимание музыкантов. Постепенно вытеснив виолу, скрипичное семейство определило весь дальнейший оркестровый стиль.

Скрипка зародилась в 15 веке в народном исполнительстве

Первые образцы были примитивными. Длительный путь от примитивной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской скрипичной школы. Именно они в 16-17 веках придали ей совершенную классическую форму.

Формирование инструментов скрипичного семейства привело к появлению в 17 веке струнного оркестра, на основе которого создавался симфонический оркестр. Постепенно ко всему возрастающему количеству смычковых присоединились духовые, затем ударные. Богатство красок оркестра и его выразительные возможности безграничны, но ведущую роль продолжают играть смычковые.

В наши дни оркестр состоит из четырёх семейств родственных инструментов. Музыканты называют их оркестровыми группами: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные. Количество исполнителей может быть различным. Наиболее распространен в крупных городах мира Большой Симфонический Оркестр. Он закрепился в музыкальной практике во второй половине 18 века в творчестве Вагнера, Чайковского, Римского-Корсакова. Главный признак Большого Симфонического Оркестра – три тромбона и туба.



 

 

Состав Большого Симфонического Оркестра

16 первых скрипок   (8 пультов)

14 вторых скрипок    (7 пультов)

12 альтов   (6 пультов)

10 виолончелей    (5 пультов)

8 контрабасов    (4 пульта)

 

Историческим предшественником большого состава был классический, сформированный в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.

 

Состав классического оркестра

8 первых скрипок

8 вторых скрипок

6 альтов

5-6 виолончелей

3-4 контрабаса

2 флейты

2 гобоя

2 кларнета

2 фагота

2 валторны

2 трубы

2 литавры

 

Инструменты духовой группы – флейта, гобой, фагот – постоянные участники оркестра 17 века.

Употреблялись две разновидности флейт -  прямая (продольная) и поперечная, которая в следующем столетии  заменила прямую. Прямая флейта снабжалась семью отверстиями для пальцев и специальным отверстием для большого пальца внизу. Имела приблизительно двухоктавный диапазон.

Гобои составляли ядро духовой группы. Гобой имел шесть отверстий и седьмое внизу для клапана под мизинец. Диапазон – 2 октавы. Основной тон звучит, когда все отверстия закрыты.

Фаготы встречались в партитурах чаще во второй половине 18 века для исполнения басовых партий. Диапазон – 2,5 октавы.  

Валторны имели натуральный звукоряд и исполняли партии фанфарного характера в сочетании с литаврами.

Тромбоны встречаются реже в партитурах. Это единственный механически совершенный инструмент. Благодаря наличию семи позиций кулис имел полную хроматическую гамму, когда все перечисленные инструменты имели диатонический звукоряд.

Кларнетовые партии появились позже – с середины 18 века.

 

С этого времени началось усовершенствование в конструкции деревянных духовых инструментов. Оно заключалось главным образом в прибавлении клапанов к новым отверстиям, просверленных в промежутках  между пальцевыми отверстиями с целью получения хроматической гаммы.

Старание музыкантов и мастеров по созданию труб направляется в сторону изготовления таких инструментов, на которых можно было получить не только открытые звуки.

Классические типы струнных по своему совершенству не могли быть улучшены, но и они приспосабливались к потребностям растущей техники. Была удлинена шейка, приподняли подставку и гриф. К концу 18 века новый смычок французского мастера Турта заменил тяжелый, короткий и малоэластичный смычок Корелли и Тортини.  Первая половина 19 века включает все важнейшие этапы развития и радикальных преобразований в конструкции духовых инструментов, приведших к их современному совершенству. Новый измененный клапанный механизм деревянных, изобретение и усовершенствование хроматических вентилей медных, лучшая отделка и чистота производства – все это придало гибкость исполнения, большой диапазон, чистую интонацию и тот хроматический характер, без которого невозможен был прогресс музыкального искусства.

К середине 19 века появляется туба. Из ударных – только литавры.

Большой барабан, тарелки, треугольник и малый барабан – претендовали на роль регулярных инструментов оркестра. Частично используется в 18 веке арфа (диатоническая к этому времени получила хроматический строй).

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz