Из истории оркестра.
Совместная игра на различных инструментах была распространена во все времена и эпохи. Однако те музыкальные коллективы нельзя назвать именно симфоническими. Исполнение ими инструментальной музыки носило прикладной характер. Такие ансамбли отличались неустойчивым составом инструментов, нечетким разделением на группы. Оркестр в современном понимании возник тогда, когда композиторы стали писать инструментальную музыку не «к случаю», а для специального исполнения перед публикой. Это связано с зарождением светской инструментальной музыки, с появлением новых музыкальных жанров: оперы, оратории, балета, позже – симфонии, концерта. Судьба симфонического оркестра сложилась бы иначе, если бы в 16 веке не была создана скрипка. Началом истории оркестра можно считать рубеж 16-17 веков, когда в оркестре ещё господствовали старинные виолы и лютни. Инструментальные мастера Италии, Франции и Тироли создали новый музыкальный инструмент. Его красивый сочный тон, виртуозные возможности не замедляли обратить на себя внимание музыкантов. Постепенно вытеснив виолу, скрипичное семейство определило весь дальнейший оркестровый стиль. Скрипка зародилась в 15 веке в народном исполнительстве Первые образцы были примитивными. Длительный путь от примитивной скрипки до её совершенных образцов завершили мастера итальянской скрипичной школы. Именно они в 16-17 веках придали ей совершенную классическую форму. Формирование инструментов скрипичного семейства привело к появлению в 17 веке струнного оркестра, на основе которого создавался симфонический оркестр. Постепенно ко всему возрастающему количеству смычковых присоединились духовые, затем ударные. Богатство красок оркестра и его выразительные возможности безграничны, но ведущую роль продолжают играть смычковые. В наши дни оркестр состоит из четырёх семейств родственных инструментов. Музыканты называют их оркестровыми группами: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные. Количество исполнителей может быть различным. Наиболее распространен в крупных городах мира Большой Симфонический Оркестр. Он закрепился в музыкальной практике во второй половине 18 века в творчестве Вагнера, Чайковского, Римского-Корсакова. Главный признак Большого Симфонического Оркестра – три тромбона и туба. |
Состав Большого Симфонического Оркестра 16 первых скрипок (8 пультов) 14 вторых скрипок (7 пультов) 12 альтов (6 пультов) 10 виолончелей (5 пультов) 8 контрабасов (4 пульта)
Историческим предшественником большого состава был классический, сформированный в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Состав классического оркестра 8 первых скрипок 8 вторых скрипок 6 альтов 5-6 виолончелей 3-4 контрабаса 2 флейты 2 гобоя 2 кларнета 2 фагота 2 валторны 2 трубы 2 литавры
Инструменты духовой группы – флейта, гобой, фагот – постоянные участники оркестра 17 века. Употреблялись две разновидности флейт - прямая (продольная) и поперечная, которая в следующем столетии заменила прямую. Прямая флейта снабжалась семью отверстиями для пальцев и специальным отверстием для большого пальца внизу. Имела приблизительно двухоктавный диапазон. Гобои составляли ядро духовой группы. Гобой имел шесть отверстий и седьмое внизу для клапана под мизинец. Диапазон – 2 октавы. Основной тон звучит, когда все отверстия закрыты. Фаготы встречались в партитурах чаще во второй половине 18 века для исполнения басовых партий. Диапазон – 2,5 октавы. Валторны имели натуральный звукоряд и исполняли партии фанфарного характера в сочетании с литаврами. Тромбоны встречаются реже в партитурах. Это единственный механически совершенный инструмент. Благодаря наличию семи позиций кулис имел полную хроматическую гамму, когда все перечисленные инструменты имели диатонический звукоряд. Кларнетовые партии появились позже – с середины 18 века.
С этого времени началось усовершенствование в конструкции деревянных духовых инструментов. Оно заключалось главным образом в прибавлении клапанов к новым отверстиям, просверленных в промежутках между пальцевыми отверстиями с целью получения хроматической гаммы. Старание музыкантов и мастеров по созданию труб направляется в сторону изготовления таких инструментов, на которых можно было получить не только открытые звуки. Классические типы струнных по своему совершенству не могли быть улучшены, но и они приспосабливались к потребностям растущей техники. Была удлинена шейка, приподняли подставку и гриф. К концу 18 века новый смычок французского мастера Турта заменил тяжелый, короткий и малоэластичный смычок Корелли и Тортини. Первая половина 19 века включает все важнейшие этапы развития и радикальных преобразований в конструкции духовых инструментов, приведших к их современному совершенству. Новый измененный клапанный механизм деревянных, изобретение и усовершенствование хроматических вентилей медных, лучшая отделка и чистота производства – все это придало гибкость исполнения, большой диапазон, чистую интонацию и тот хроматический характер, без которого невозможен был прогресс музыкального искусства. К середине 19 века появляется туба. Из ударных – только литавры. Большой барабан, тарелки, треугольник и малый барабан – претендовали на роль регулярных инструментов оркестра. Частично используется в 18 веке арфа (диатоническая к этому времени получила хроматический строй). |