Состав Большого Симфонического Оркестра
16 первых скрипок (8 пультов)
14 вторых скрипок (7 пультов)
12 альтов (6 пультов)
10 виолончелей (5 пультов)
8 контрабасов (4 пульта)
Историческим предшественником большого состава был классический, сформированный в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Состав классического оркестра
8 первых скрипок
8 вторых скрипок
6 альтов
5-6 виолончелей
3-4 контрабаса
2 флейты
2 гобоя
2 кларнета
2 фагота
2 валторны
2 трубы
2 литавры
Инструменты духовой группы – флейта, гобой, фагот – постоянные участники оркестра 17 века.
Употреблялись две разновидности флейт - прямая (продольная) и поперечная, которая в следующем столетии заменила прямую. Прямая флейта снабжалась семью отверстиями для пальцев и специальным отверстием для большого пальца внизу. Имела приблизительно двухоктавный диапазон.
Гобои составляли ядро духовой группы. Гобой имел шесть отверстий и седьмое внизу для клапана под мизинец. Диапазон – 2 октавы. Основной тон звучит, когда все отверстия закрыты.
Фаготы встречались в партитурах чаще во второй половине 18 века для исполнения басовых партий. Диапазон – 2,5 октавы.
Валторны имели натуральный звукоряд и исполняли партии фанфарного характера в сочетании с литаврами.
Тромбоны встречаются реже в партитурах. Это единственный механически совершенный инструмент. Благодаря наличию семи позиций кулис имел полную хроматическую гамму, когда все перечисленные инструменты имели диатонический звукоряд.
Кларнетовые партии появились позже – с середины 18 века.
С этого времени началось усовершенствование в конструкции деревянных духовых инструментов. Оно заключалось главным образом в прибавлении клапанов к новым отверстиям, просверленных в промежутках между пальцевыми отверстиями с целью получения хроматической гаммы.
Старание музыкантов и мастеров по созданию труб направляется в сторону изготовления таких инструментов, на которых можно было получить не только открытые звуки.
Классические типы струнных по своему совершенству не могли быть улучшены, но и они приспосабливались к потребностям растущей техники. Была удлинена шейка, приподняли подставку и гриф. К концу 18 века новый смычок французского мастера Турта заменил тяжелый, короткий и малоэластичный смычок Корелли и Тортини. Первая половина 19 века включает все важнейшие этапы развития и радикальных преобразований в конструкции духовых инструментов, приведших к их современному совершенству. Новый измененный клапанный механизм деревянных, изобретение и усовершенствование хроматических вентилей медных, лучшая отделка и чистота производства – все это придало гибкость исполнения, большой диапазон, чистую интонацию и тот хроматический характер, без которого невозможен был прогресс музыкального искусства.
К середине 19 века появляется туба. Из ударных – только литавры.
Большой барабан, тарелки, треугольник и малый барабан – претендовали на роль регулярных инструментов оркестра. Частично используется в 18 веке арфа (диатоническая к этому времени получила хроматический строй).