Гармония
* * * Проходящие и вспомогательные 64
Проходящими называют аккорды, образующиеся между трезвучием и секстаккордом одной ступени. Чаще всего это структура квартсекстаккорда. Наиболее распространены обороты T – D6 – T6, S – T64 – S6 (пример). Функция проходящих аккордов незначительна, и оборот воспринимается как функционально-однородный. Голосоведение плавное: бас и один из голосов движутся в противоположные стороны, 1 голос – на месте, оставшийся голос – на 2 вниз с возвратом. Проходящий D34 может образоваться между трезвучием и секстаккордом одной ступени (пример). Голосоведение плавное: 2 голоса движутся параллельными 3 или 10, 1 голос - на месте, оставшийся голос – на 2 вниз с возвратом. Такое явление можно встретить в художественной практике (пример - Бетховен, соната № 2, 2 ч). Проходящие аккорды могут также образоваться между диссонирующими аккордами – D7, вв7, II7 и их обращениями. Так, чаще всего между 7 и 56 возникает 64, между 56 и 34 возникает 64, между 34 и 2 образовывается 53 (пример – Бетховен, соната c-moll). Голосоведение: 2 общих звука на месте, остальные движутся в противоположном направлении.
Вспомогательными называют аккорды, образующиеся между трезвучием и его повторением на выдержанном басу. Такие аккорды используются для закрепления гармонии в каденциях, в дополнениях. Чаще всего используются обороты D – TS4 – D в половинной и T – S64 – T в заключительной каденциях. В качестве вспомогательного может выступить II2. Голосоведение плавное: общий голос (бас) на месте, а три звука движутся параллельно на 2 вверх с возвратом. Вводный 7 и его обращения
Вводным называют септаккорд, построенный на 7 ступени мажора и гармонического минора. По структуре: - в натуральном мажоре это малый уменьшённый - в гармоническом мажоре и миноре это уменьшённый Вв7 – некаданционныя гармония, получившая широкое распространение внутри построения, используется перед и после любой гармонии (пример – Верди «Аида») Но чаще всего используется после субдоминантовой гармонии, с которой он соединяется гармонически. Рамо называл его «аккордом ужаса», вкладывая в это название ощущение от фонизма, что предопределило широкое использование данной гармонии в музыке драматического или трагического содержания. Разрешение двумя способами: - в тонику. При этом бас и - через соответствующие обращения D в тонику. При этом септима идёт на 2 вниз, а оставшиеся звуки на месте. (пример – вв7-D6(D56)-t). Вв7 – в тонику. При этом бас и терция идут вверх, а квмнта и септима – вниз. Тоника всегда с удвоением 3. Вв56 – в секстаккорд Вв34 – в секстаккорд Вв2 – в квартсекстаккорд (редко в 6 ступень) Вводный 34 также может получить разрешение в Т53 квартовым ходом баса и таким образом выступает в роли бифункциональной гармонии. В творчестве Рахманинова данная гармония получила широкое употребление. Рахманинов использует этот аккорд с заменным тоном – квартой (вв34+4). Это своеобразный лейтход в произведениях композитора. Кварта делает вв7 ладово определённым. Вв7 может участвовать в оборотах проходящего типа. Так, чаще всего между 7 и 56 возникает 64, между 56 и 34 возникает 64, между 34 и 2 образовывается 53 Голосоведение: 2 общих звука на месте, остальные - в противоположном движении (пример – Бетховен, соната c-moll). Доминантсептаккорд и его обращения
Доминантсептаккордом называется септаккорд, построенный на 5 ступени мажора и гармонического минора. По структуре это малый мажорный септаккорд. По функции – яркий представитель D-группы. Широко применяется в заключительных каденциях, в заключительных каденциях в учебной практике не применяется. D7 бывает полный, неполный (с пропуском квинты) и с секстой (вместо квинты). Так же как и остальные аккорды может быть в тесном и широком расположении. Разрешение: D7 может разрешиться в тонику или в VI ступень (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»). Голосоведение: прима– скачком в тонику или на месте (либо на 2 вниз при разрешении в VI) терция – на 2 вверх квинта и септима – на 2 вниз
Приготовление D7 - S-гармонии септима должна быть приготовлена, т.е. оставлена на месте - после D и D6 септима может быть проходящей, т.е. появляться в нисходящем поступенном движении - септима может появляться скачком, чаще восходящим после D, T, K64. При соединении с К64 бас остаётся на месте, а три голоса идут на 2 вниз. При построении D7 в положении септима не брать.
Обращения D7 могут также применяться внутри построения. Исключением является D2, который может быть применён в серединной каденции (пример K-D-D2-T). Обращения также могут быть 3х видов – полные, неполные и с секстой. Исключение – D34, где квинта - это бас (пример – D2+6).
Разрешение – только в соответствующую тонику, в VI не разрешаются (в учебных работах). Голосоведение – такое же, как у D7. Приготовление такое же, поведение септимы такое же. D34 может участвовать в оборотах проходящего типа. При этом бас и один из голосов движутся параллельными 3 или 10, общий звук на месте, а оставшийся звук – на 2 вниз с возвратом. D7 может переходить в свои обращения. При этом септима в квинту, квинта в терцию, терция в приму. Недопустимо септиму в приму. Если происходит движение не на соседний тон, то лучше идти от простой гармонии к сложной (пример – Моцарт, соната D-dur). Между D7 и его обращениями возможны проходящие гармонии. Голосоведение традиционное.
Наряду с плавным разрешением звуков D7 в тонику существуют другие варианты голосоведения при разрешении. - терция D7, находясь в альте либо в теноре, может пойти на 3 вниз при условии, что другие голоса не движутся с ней в одном направлении. Так полный D7 может разрешиться в полное T53. - скачки прим, квинт, двойные скачка гармонизуются универсально – D2-T6. - реже скачки прим гармонизуются D34, а квинт – D56. - возможны скачки терций. Удвоение – ненормативное. - в заключительной каденции ради получения её совершенного вида допускается разрешение неполного D7 в мелодическом положении примы в тонику скачком прим. При этом образуются параллельные октавы. Они допустимы.
Септаккорд 2 ступени
Септаккордом II ступени называют септаккорд, построенный на 2 ступени гармонического мажора и минора. По структуре: - в мажоре это малый минорный - в миноре и гармоническом мажоре это малый уменьшённый Септаккорд II7 употребляется в любых частях формы – как внутри построения, так и в каденциях, широко используется в плагальных оборотах. Приготовление: тоника перед II7 - септима должна оставаться на месте, более слабая S (VI, S, II6) (пример – Моцарт, соната для скрипки) Разрешение: 1)В тонику: септима - на месте II7 – T6 II56 – T, T6, K64 II43 – K64, T, T6 II2 – T (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка») 2)В доминанту: а)консонирующую II7–D = D-T (пример - II7-D6, II7-Dнеп) б)диссонирующую II7-вв7 по кругу (пример - II7-вв56) II7-D7 по кресту (пример - II7-D34) Возможно соединение трёх септаккордов по кругу: II7 - вв56 - D34 II2 - вв7 - D56 (пример) Возможно соединение двух септаккордов: II7 – D7 неп II7неп – D7 (пример)
Септаккорд II7 и его обращения могут участвовать в оборотах проходящего типа. Например, II2 может использоваться в плагальном дополнении (пример). Голосоведение плавное: общий голос (бас) на месте, а три звука движутся параллельно на 2 вверх с возвратом.
Менее употребительные аккорды D-группы
К менее употребительным аккордам D-группы относятся D9, D+6, D7+6, вв34+4.
Доминантнонаккорд (D9) – один из представителей D-группы. В его основе лежит D7 с добавленной ноной к основному тону. Различают большой и малый нонаккорд. Большой нонаккорд возможен только в мажоре, малый – в гармоническом мажоре и миноре. Используется в неполном виде (без квинты). По интенсивности тяготения не уступает D7 т.к. содержит и сам D7 и вв7 (пример). Используется нонаккорд в каденциях, перед D7 т.к. на одном с ним басу, характерном для каденции. Используется в мелодическом положении ноны. Разрешение: 1)В тонику, при этом бас идёт в тонику, а остальные голоса – как в вв7. Неполный D9 всегда разрешается в полную тонику. 2)Через D7, при этом используется как задержание. Нона идёт на 2 вниз, а остальные голоса на месте. Нонаккорд удобен для гармонизации нисходящей секунды 6-5 ступени (пример – Шуман, «Листок из альбома»).
К менее употребительным аккордам D-группы относятся и аккороды с заменными тонами. D7+6 – ещё один представитель D-группы. Секста, использующаяся вместо квинты, делает этот аккорд ладово определённым. Секста может использоваться как задержание к D (пример – Гурилёв, «Матушка-голубушка»). Разрешение: 1)В тонику, при этом секста нисходящей терцией перейдёт в тонику, бас – в основной тон, терция - на 2 вверх, септима - на 2 вниз. 2)Через D7 в тонику, при этом образуется характерный ход сексты 3-2-1 ступень в тонику, бас – в основной тон, терция - на 2 вверх, септима - на 2 вниз. Данный аккорд нашёл широкое применение в творчестве Шопена и получил название «шопеновской доминанты». D+6 также используется. Секста, как и в D7+6 делает аккорд ладово определённым. Ещё один представитель - Вв34+4. Кварта, взятая вместо терции, делает вв34+4 ладово определённым. Может также разрешаться сразу в тонику и через D. Данная гармония получила широкое употребление в творчестве Рахманинова. Композитор использовал вв34+4 с S-оттенком и разрешал сразу в тонику (пример). Это своеобразный лейтход в произведениях Рахманинова.
Каденции
Каденцией называется мелодико-гармонический оборот, завершающий музыкальное построение, изложение музыкальной мысли. По своему местоположению в периоде каденции разделяют на серединные и заключительные. Каденции различаются по функциональным свойствам последнего аккорда (например, серединная D-я или S-я, заключительная – Т. Это создаёт тяготение на расстоянии неустойчивой серединной гармонии в устойчивой заключительной). С гармонической точки зрения все каденции разделяются на устойчивые (T) и неустойчивые (D или S). Устойчивые тоже разделяются на: - полные (S-D-T) - плагальные (S-T) - автентические (D-T) По гармоническому составу разделяются на полные (с остановкой на Т) и половинные (с остановкой на S или D). Половинные разделяются на: - половинные плагальные (на S) - по |