…(0, 0, 0);">      диктант;

      слуховой анализ;

      подбор по слуху;

      повторить голосом с названием звуков или подобрать на инструменте короткую мелодию, в размере 4-6 тактов.

      сочинение или досочинение  мелодии на заданный ритм;

      аккомпанемент (для продвинутых групп).

1 класс

 

Общие задачи:

-           Привить детям  любовь и интерес к музыке

-          Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкально-художественного вкуса

-          Выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей

-          Развитие в ребенке заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, умения дисциплинированно участвовать в музицировании

-          Формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков

-          Приобретение элементарных знаний  по музыкальной грамоте

 

 

Содержание:

 

Вокально-интонационные навыки:

-          умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;

-          пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;

-          пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);

-          мажорного и минорного трезвучия от звуков;

-          пение в унисон;

Сольфеджирование и пение с листа:

-          пение несложных песен с текстом  с сопровождением и без него;

-          транспонирование песенок от разных звуков;

-          пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы;

-          скачки на тонику и опевание;

-          ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, ¾; 

-          целая нота, размер  4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;

-          затакт: четверть, две восьмые;

Воспитание чувства метроритма:

-          ощущение равномерности пульсирующих долей;

-          осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;

-          повторение ритмического рисунка;

-          навыки тактирования, дирижирования;

-          сольмизация муз. примеров;

-          исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;

-          исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без  него;

-          узнавание мелодии по ритмическому рисунку.

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):

-          определение на слух и осознание : характера музыкального  произведения, лада. количества фраз, размера, темпа,  динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;

-          отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора;

-          анализ несложных мелодических оборотов;

Музыкальный материал:

П. Чайковский “Полька”, “Шарманшик поет”, “Немецкая песенка”.

Ф. Шуберт “Экосез”, “Вальс”

Л. Бетховен “Контрданс”,

Раков “Полька”,

С.Рахманинов” Итальянская полька”

Музыкальный диктант:

-          подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог;

-          письменные упражнения для выработки навыков нотописания;

-          запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;

-          мелодий в объеме 2-4 тактов  в пройденных тональностях;

             -      фотодиктант.

Воспитание творческих навыков:

-          допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях;

-          сочинение и досочинение   мелодии на заданный ритм и текст;

-          сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произвелдениям;

-          подбор баса к выученным мелодиям;

-          запись несложных сочиненных мелодий;

-          подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;

-          рисунки к прослушиваемым произведениям.

 

Методы реализации этих задач:

-          Метод развивающего обучения;

-          Проблемно-поисковый метод;

-          Метод игровой мотивации;

-          Наглядный метод;

-          Концентрический метод изучения теоретических сведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прогнозируемый результат.

По окончании первого класса  обучающийся должен:

-          узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;

-          петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;

-          интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;

-          знать необходимый теоретический материал;

-          написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 2-4 такта;

-          прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;

-          определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾;

-          досочинить ответную фразу на знакомый текст;

 

Примерный учебно-тематический план

 

Разделы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Вокально – интонационные навыки

10

0,5

9,5

Сольфеджирование и пение с листа

5

0,5

4,5

Воспитание чувства метроритма

6

2

4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

5

2

3

Музыкальный диктант

7

2

5

Воспитание творческих навыков

8

1

7

Теоретические сведения

10

5

5

Итого:

51

13

38

 

 

Тематический план

 

1 четверть

Кол-во часов

Тема урока

1

Знакомство с предметом. Звуки (высокие, средние, низкие)

1.5

2

Восходящее и нисходящее движение мелодии.  Четвертная нота

1.5

3

Знакомство с регистрами, октавами

1.5

4

Нотный стан.  Скрипичный ключ. Ноты 1й октавы

1.5

5

Сильные и слабые доли.  Тактовая черта. Размер 2/4

1.5

6

Пение в объеме трихорда. Половинная нота и ритмические группы

1.5

7

Восьмые. Ритмические группы в 2/4

1.5

8

Итоговое занятие

1.5

Всего

 

2 четверть

Кол-во часов

Тема урока

1

Повторение. Затакт.  Тон-полутон

1.5

2

Мажор и минор. Общие понятия

1.5

3

Тональность. C-dur. Гамма, её строение

1.5

4

Паузы - целая, половинная , четвертная, восьмая

1.5

5

Тоника. Виды мелодического движения. Опевание

1.5

6

Диез и бемоль. Консонанс и диссонанс

1.5

7

Подготовка к контрольному уроку

1.5

8

Итоговое занятие

1.5

Всего

 

3 четверть

Кол-во часов

Тема урока

1

Повторение

1.5

2

Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы. Их разрешение

1.5

3

Басовый ключ. Малая октава

1.5

4

Ритмические партитуры

1.5

5

Пение с листа, транспонирование

1.5

6

Затакт в 2/4

1.5

7

Гамма F-dur

1.5

8

Аккорд. Тоническое трезвучие

1.5

9

Подготовка к контрольному уроку

1.5

10

Итоговое занятие

1.5

Всего

 

4 четверть

Кол-во часов

Тема урока

1

Повторение

1.5

2

Тональность G-dur. Ритмические партитуры

1.5

3

Музыкальный кроссворд (термины)

1.5

4

Половинная нота с точкой

1.5

5

Размер 3/4. Слуховой анализ

1.5

6

Тональность D-dur. Одноголосное пение

1.5

7

Повторение и пение мажорных тональностей с 1 знаком

1.5

8

Подготовка к контрольному уроку

1.5

9

Итоговое занятие

1.5

Всего

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс

 

Общие задачи:

-          на основе выработанных во 1 классе умений и навыков вести дальнейшую работу над формированием музыкального мышления, развитием музыкального слуха ,музыкальной памяти, закреплением усвоенных понятий и терминов;

-          продолжить изучение новых теоретических сведений;

-          расширять творческие приемы развития слуха на основе импровизации.

 

 

Содержание:

Вокально-интонационные навыки:

-          пение гамм и упражнений , ступеней  или отдельных мелодических попевок , тетрахордов;

-          пение  тона и полутона на слог и названием звуков

-          пение пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;

-          пение простейших секвенций;

-          пение мажорного и минорного трезвучия в ладу и от звуков.

          Сольфеджирование и пение с листа:

-          пение несложных песен с текстом  с сопровождением и без него;

-          пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог с дирижированием или тактированием;

-          транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;

-          пение нотных примеров с дирижированием, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;

-          чередование пения вслух и « про себя»;

-          ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, ¾ и новые: четверть с точкой и восьмая;

-          целая нота, размер  4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;

-          затакт: четверть, две восьмые.

Воспитание чувства метроритма:

-          повторение ритмического рисунка ритмослогами;

-          выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;

-          узнавание мелодии по ритмическому рисунку;

-          дирижирование в размерах 2/4,  3/4 , 4/4; 

-          сольмизация музыкальных  примеров;

-          ритмическое остинато, ритмический канон;

-          ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;

-          ритмический диктант.

 

 

 

Воспитание музыкального восприятия:

-          определение на слух и осознание : характера музыкального произведения, лада. количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;

-          отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора  в мелодическом и гармоническом виде;

-          анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение  по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;

-          пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде.

Музыкальный материал:

П. Чайковский “вальс”, « Болезнь куклы”, “Новая кукла”;

Ф. Шуберт “Вальс”;

С. Прокофьев « Вальс».

Музыкальный диктант:

-          подготовительные упражнения; 

-          запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;

-          диктант с предварительным разбором;

-          запись мелодий, подобранных на фортепиано;

-          фотодиктант.

Воспитание творческих навыков:

-          допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков

-          импровизация  мелодии на заданный ритм и текст

-          сочинение мелодических вариантов фразы

-          подюор второго голоса с использованием пройденных интервалов

-          подбор баса к выученным мелодиям

-          запись сочиненных мелодий

-          рисунки к прослушиваемым произведениям

 

Прогнозируемый результат.

По окончании  второго класса  обучающийся должен:

-          узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать

-          петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков

-          интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения

-          знать необходимый теоретический материал

-          написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8тактов, уметь транспонировать его в  знакомые тональности

-          уверенно строить ,определять ,петь в ладу и от звука пройденные аккорды и интервалы

-          прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его

-          определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾

-          петь отдельные звуки в интервале, аккорде из 3-х звуков

-          допевать до тоники незавершенную короткую фразу

-          импровизировать ответную фразу на знакомый текст

 

 

 

Примерный учебно-тематический план

 

Разделы

Общее

кол-во часов

Теория

Практика

Вокально – интонационные навыки

10

0,5

9,5

Сольфеджирование и пение с листа

5

0,5

4,5

Воспитание чувства метроритма

6

2

4

Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

5

2

3

Музыкальный диктант

7

2

5

Воспитание творческих навыков

8

1

7

Теоретические сведения

10

5

5

Итого:

51

13

38

 

 

Тематический план

 

1 четверть

Кол-во часов

Тема урока

1

Повторение

1.5

2

Параллельные тональности. A-moll натуральный

1.5

3

Гармонический и мелодический минор

1.5

4

Интервалы. Прима в тональности и от звука

1.5

5

e-moll 3х видов

1.5

6

Четверть с точкой и восьмая

1.5

7

м2 и б2 в тональности

1.5

8

Итоговое занятие

1.5

Всего

 

2 четверть

Кол-во часов

Тема урока

1

Повторение. h-moll 3х видов

1.5

2

м2 и б2 от звука

1.5

3

Четыре шестнадцатых

1.5

4

м3 и б3 в тональности и от звука

1.5

5

Затакт: восьмая и 2 восьмых

1.5

6

Секвенция. Оттенки cresc, dimin, mf, mp

1.5

7

Подготовка к контрольному уроку

Продолжение »