слуховой анализ;
подбор по слуху;
повторить голосом с названием звуков или подобрать на инструменте короткую мелодию, в размере 4-6 тактов.
сочинение или досочинение мелодии на заданный ритм;
аккомпанемент (для продвинутых групп).
1 класс
Общие задачи:
- Привить детям любовь и интерес к музыке
- Накопление музыкальных впечатлений и воспитание музыкально-художественного вкуса
- Выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей
- Развитие в ребенке заинтересованности, восприимчивости, творческой активности, умения дисциплинированно участвовать в музицировании
- Формирование первоначальных музыкальных знаний и навыков
- Приобретение элементарных знаний по музыкальной грамоте
Содержание:
Вокально-интонационные навыки:
- умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;
- пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;
- пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);
- мажорного и минорного трезвучия от звуков;
- пение в унисон;
Сольфеджирование и пение с листа:
- пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
- транспонирование песенок от разных звуков;
- пение нотных примеров, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы;
- скачки на тонику и опевание;
- ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, ¾;
- целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;
- затакт: четверть, две восьмые;
Воспитание чувства метроритма:
- ощущение равномерности пульсирующих долей;
- осознание и воспроизведение ритмического рисунка мелодии;
- повторение ритмического рисунка;
- навыки тактирования, дирижирования;
- сольмизация муз. примеров;
- исполнение остинато в качестве аккомпанемента к выученным песням;
- исполнение простейших ритмических партитур в сопровождении фортепиано и без него;
- узнавание мелодии по ритмическому рисунку.
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух):
- определение на слух и осознание : характера музыкального произведения, лада. количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;
- отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора;
- анализ несложных мелодических оборотов;
Музыкальный материал:
П. Чайковский “Полька”, “Шарманшик поет”, “Немецкая песенка”.
Ф. Шуберт “Экосез”, “Вальс”
Л. Бетховен “Контрданс”,
Раков “Полька”,
С.Рахманинов” Итальянская полька”
Музыкальный диктант:
- подготовительные упражнения: пропевание небольшой фразы и воспроизведение ее на нейтральный слог;
- письменные упражнения для выработки навыков нотописания;
- запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;
- мелодий в объеме 2-4 тактов в пройденных тональностях;
- фотодиктант.
Воспитание творческих навыков:
- допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков в пройденных тональностях;
- сочинение и досочинение мелодии на заданный ритм и текст;
- сочинение простого ритмического сопровождения к музыкальным произвелдениям;
- подбор баса к выученным мелодиям;
- запись несложных сочиненных мелодий;
- подбор по слуху знакомых мелодий от звука и в пройденных тональностях;
- рисунки к прослушиваемым произведениям.
Методы реализации этих задач:
- Метод развивающего обучения;
- Проблемно-поисковый метод;
- Метод игровой мотивации;
- Наглядный метод;
- Концентрический метод изучения теоретических сведений.
Прогнозируемый результат.
По окончании первого класса обучающийся должен:
- узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать;
- петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков;
- интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения;
- знать необходимый теоретический материал;
- написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 2-4 такта;
- прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его;
- определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾;
- досочинить ответную фразу на знакомый текст;
Примерный учебно-тематический план
Разделы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Вокально – интонационные навыки | 10 | 0,5 | 9,5 |
Сольфеджирование и пение с листа | 5 | 0,5 | 4,5 |
Воспитание чувства метроритма | 6 | 2 | 4 |
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух); | 5 | 2 | 3 |
Музыкальный диктант | 7 | 2 | 5 |
Воспитание творческих навыков | 8 | 1 | 7 |
Теоретические сведения | 10 | 5 | 5 |
Итого: | 51 | 13 | 38 |
Тематический план
1 четверть | Кол-во часов | |
№ | Тема урока | |
1 | Знакомство с предметом. Звуки (высокие, средние, низкие) | 1.5 |
2 | Восходящее и нисходящее движение мелодии. Четвертная нота | 1.5 |
3 | Знакомство с регистрами, октавами | 1.5 |
4 | Нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты 1й октавы | 1.5 |
5 | Сильные и слабые доли. Тактовая черта. Размер 2/4 | 1.5 |
6 | Пение в объеме трихорда. Половинная нота и ритмические группы | 1.5 |
7 | Восьмые. Ритмические группы в 2/4 | 1.5 |
8 | Итоговое занятие | 1.5 |
Всего |
| |
2 четверть | Кол-во часов | |
№ | Тема урока | |
1 | Повторение. Затакт. Тон-полутон | 1.5 |
2 | Мажор и минор. Общие понятия | 1.5 |
3 | Тональность. C-dur. Гамма, её строение | 1.5 |
4 | Паузы - целая, половинная , четвертная, восьмая | 1.5 |
5 | Тоника. Виды мелодического движения. Опевание | 1.5 |
6 | Диез и бемоль. Консонанс и диссонанс | 1.5 |
7 | Подготовка к контрольному уроку | 1.5 |
8 | Итоговое занятие | 1.5 |
Всего |
| |
3 четверть | Кол-во часов | |
№ | Тема урока | |
1 | Повторение | 1.5 |
2 | Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы. Их разрешение | 1.5 |
3 | Басовый ключ. Малая октава | 1.5 |
4 | Ритмические партитуры | 1.5 |
5 | Пение с листа, транспонирование | 1.5 |
6 | Затакт в 2/4 | 1.5 |
7 | Гамма F-dur | 1.5 |
8 | Аккорд. Тоническое трезвучие | 1.5 |
9 | Подготовка к контрольному уроку | 1.5 |
10 | Итоговое занятие | 1.5 |
Всего |
| |
4 четверть | Кол-во часов | |
№ | Тема урока | |
1 | Повторение | 1.5 |
2 | Тональность G-dur. Ритмические партитуры | 1.5 |
3 | Музыкальный кроссворд (термины) | 1.5 |
4 | Половинная нота с точкой | 1.5 |
5 | Размер 3/4. Слуховой анализ | 1.5 |
6 | Тональность D-dur. Одноголосное пение | 1.5 |
7 | Повторение и пение мажорных тональностей с 1 знаком | 1.5 |
8 | Подготовка к контрольному уроку | 1.5 |
9 | Итоговое занятие | 1.5 |
Всего |
| |
Итого |
|
2 класс
Общие задачи:
- на основе выработанных во 1 классе умений и навыков вести дальнейшую работу над формированием музыкального мышления, развитием музыкального слуха ,музыкальной памяти, закреплением усвоенных понятий и терминов;
- продолжить изучение новых теоретических сведений;
- расширять творческие приемы развития слуха на основе импровизации.
Содержание:
Вокально-интонационные навыки:
- пение гамм и упражнений , ступеней или отдельных мелодических попевок , тетрахордов;
- пение тона и полутона на слог и названием звуков
- пение пройденных интервалов (кроме секунды) двухголосно, способом «наслаивания» или взятых одновременно;
- пение простейших секвенций;
- пение мажорного и минорного трезвучия в ладу и от звуков.
Сольфеджирование и пение с листа:
- пение несложных песен с текстом с сопровождением и без него;
- пение с листа простейших мелодий с названием звуков, на нейтральный слог с дирижированием или тактированием;
- транспонирование песенок от разных звуков и в пройденных тональностях;
- пение нотных примеров с дирижированием, включающих в себя движение мелодии вверх и вниз, поступенные ходы, скачки на тонику и опевание;
- чередование пения вслух и « про себя»;
- ритмические длительности (основные) в размерах 2/4, ¾ и новые: четверть с точкой и восьмая;
- целая нота, размер 4/4, паузы целые, половинные, четвертные, восьмые;
- затакт: четверть, две восьмые.
Воспитание чувства метроритма:
- повторение ритмического рисунка ритмослогами;
- выстукивание ритмического рисунка нотного примера, по ритмокарточкам;
- узнавание мелодии по ритмическому рисунку;
- дирижирование в размерах 2/4, 3/4 , 4/4;
- сольмизация музыкальных примеров;
- ритмическое остинато, ритмический канон;
- ритмический ансамбль, простейшие ритмические партитуры;
- ритмический диктант.
Воспитание музыкального восприятия:
- определение на слух и осознание : характера музыкального произведения, лада. количества фраз, размера, темпа, динамических оттенков, устойчивости отдельных оборотов;
- отдельных ступеней, трезвучий мажора и минора в мелодическом и гармоническом виде;
- анализ несложных мелодических оборотов, включающих движение по звукам тонического трезвучия, сочетания отдельных ступеней;
- пройденных интервалов в мелодическом и гармоническом виде.
Музыкальный материал:
П. Чайковский “вальс”, « Болезнь куклы”, “Новая кукла”;
Ф. Шуберт “Вальс”;
С. Прокофьев « Вальс».
Музыкальный диктант:
- подготовительные упражнения;
- запись ранее выученных мелодий, ритмического рисунка;
- диктант с предварительным разбором;
- запись мелодий, подобранных на фортепиано;
- фотодиктант.
Воспитание творческих навыков:
- допевание мелодии на нейтральный слог и с названием звуков
- импровизация мелодии на заданный ритм и текст
- сочинение мелодических вариантов фразы
- подюор второго голоса с использованием пройденных интервалов
- подбор баса к выученным мелодиям
- запись сочиненных мелодий
- рисунки к прослушиваемым произведениям
Прогнозируемый результат.
По окончании второго класса обучающийся должен:
- узнавать на слух музыку пройденных песен и пьес, кратко их характеризовать
- петь любую из выученных песен с текстом или нотами от разных звуков
- интонационно чисто петь пройденные гаммы, примеры и упражнения
- знать необходимый теоретический материал
- написать несложный мелодический или ритмический диктант в объеме 4-8тактов, уметь транспонировать его в знакомые тональности
- уверенно строить ,определять ,петь в ладу и от звука пройденные аккорды и интервалы
- прохлопать ритмический рисунок короткой мелодии, прочитать ритм ритмослогами и записать его
- определять на слух в музыкальных примерах размеры 2/4 и ¾
- петь отдельные звуки в интервале, аккорде из 3-х звуков
- допевать до тоники незавершенную короткую фразу
- импровизировать ответную фразу на знакомый текст
Примерный учебно-тематический план
Разделы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
Вокально – интонационные навыки | 10 | 0,5 | 9,5 |
Сольфеджирование и пение с листа | 5 | 0,5 | 4,5 |
Воспитание чувства метроритма | 6 | 2 | 4 |
Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух); | 5 | 2 | 3 |
Музыкальный диктант | 7 | 2 | 5 |
Воспитание творческих навыков | 8 | 1 | 7 |
Теоретические сведения | 10 | 5 | 5 |
Итого: | 51 | 13 | 38 |
Тематический план
1 четверть | Кол-во часов | |
№ | Тема урока | |
1 | Повторение | 1.5 |
2 | Параллельные тональности. A-moll натуральный | 1.5 |
3 | Гармонический и мелодический минор | 1.5 |
4 | Интервалы. Прима в тональности и от звука | 1.5 |
5 | e-moll 3х видов | 1.5 |
6 | Четверть с точкой и восьмая | 1.5 |
7 | м2 и б2 в тональности | 1.5 |
8 | Итоговое занятие | 1.5 |
Всего |
| |
2 четверть | Кол-во часов | |
№ | Тема урока | |
1 | Повторение. h-moll 3х видов | 1.5 |
2 | м2 и б2 от звука | 1.5 |
3 | Четыре шестнадцатых | 1.5 |
4 | м3 и б3 в тональности и от звука | 1.5 |
5 | Затакт: восьмая и 2 восьмых | 1.5 |
6 | Секвенция. Оттенки cresc, dimin, mf, mp | 1.5 |
7 | Подготовка к контрольному уроку | Продолжение » |